пресса

АРТКлязьма 2005

01.02.2005 
«Арт-Клязьма» ищет новый формат В воскресенье на территории пансионата «Клязьменское водохранилище» в рамках Московской биеннале открылся зимний land-art фестиваль «Арт-Клязьма-2005». Снег, мороз и солнце оказались главными составляющими идеальной экспозиции. Как сказал один из именитых гостей «Арт-Клязьмы» Георгий Пузенков, «брось на снег перчатку -- и выставка готова!».

Фестиваль удался не только по погодным условиям. Привезенные работы в большинстве случаев оказались остроумными, затейливыми, хорошо сделанными. Хитами считаю горку с лабиринтом от артели «Николай Полисский and Company», элегантно рифмующимися с неоконструктивистской архитектурой пансионата, минималистские объекты Владимира Архипова (Виктор Мизиано удачно назвал их «русским вещевым фольклором»), сверкающие на замерзшем озере силуэты балерин (Ксения Перетрухина и Яков Каждан вырезали их из баннерной ткани и разложили наподобие мизансцены балета «Лебединое озеро»), стоящий на юру на замерзшем водоеме черный куб Бориса Бернаскони с загадочным названием «Центральный дом художника» (чтобы попасть внутрь куба, необходимо прочесть рифмованное двустишье, бонус -- глоток шампанского)...

Повод для печали лишь один: руководитель фестиваля Ольга Лопухова решила, что после зимней «Арт-Клязьмы» традиционной летней может и не быть. Дальнейшая судьба фестиваля искусства на природе под вопросом. Почему успешную и полюбившуюся всем программу решено свернуть? Об этом Ольгу ЛОПУХОВУ спросил обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ.

-- Вы больше не хотите заниматься «Арт-Клязьмой»?

-- Пришла пора менять формат фестиваля. На то есть разные причины. Объективная: на месте нынешней «Арт-Клязьмы» будут создавать гольф-клуб. В проекте, над которым работает Евгений Асс, предусматривается создание отдельного от гольф-клуба парка современной архитектуры, куда будут перемещены существующие на «Арт-Клязьме» артобъекты («деревня» Полисского, к примеру). Субъективная причина: назрела потребность концептуального переформатирования фестиваля.

-- Почему, ведь фестиваль успешен и число его поклонников только увеличивается?

-- Когда «Арт-Клязьма» создавалась, это был едва ли не единственный в Москве большой проект, объединяющий работы многих художников. Сегодня достаточно посмотреть программу биеннале, чтобы понять: форма «большого проекта» стала основной. «Арт-Клязьма» отчасти дублирует другие выставки. Свою благородную миссию фестиваль выполнил: благодаря «Арт-Клязьме» засияли звездочки молодых художников (Диана Мачулина, Ростан и Марина Тавасиевы), с которыми сегодня работают самые престижные галереи столицы. Пришла пора придумывать что-то другое.

-- Не исключено, что найти новый формат «Арт-Клязьмы» поможет новое архитектурное проектирование пространства пансионата...

-- Согласна. Микст contemporary art с современной архитектурой всегда интересен. Особенно для land-art фестиваля, где требуется осваивать огромные природные пространства. Возможно, что такой синтез научит привыкших к тесным «уайт-кубам» московских галерей художников мыслить масштабно и не страдать агорафобией.
"Время новостей" Сергей Хачатуров

28.01.2005 
Фестиваль «Арт-Клязьма-2005» на Клязьминском водохранилище Традиционный летний фестиваль современного искусства под открытым небом «Арт-Клязьма» по случаю Московской биеннале современного искусства превратился в фестиваль зимний. Летний фестиваль поражал своим масштабом — полторы сотни проектов, раскиданных по всей территории бывшего пансионата «Клязьминского водохранилище», десятки акций и перформансов, и все это в течение целого weekend`а. Но «Фактор зимы» (одно из названий фестиваля) кардинально переформатировал «Арт-Клязьму» — проектов стало почти на порядок меньше, а темой фестиваля стала сама зима. Как обычно на Клязьме художники работают с природой, создавая site specific art, то есть объекты, сделанные специально под «место».
Кирилл Александров покажет железные льдины, Константин Батынков разрисует черной краской лед, Ростан Тавасиев сошьет из ткани искусственный снег (на фото), Тотан Кузембаев будет проветривать водохранилище с помощью форточек. В общем, учитывая не очень снежную зиму, художники решили «помочь» природе. Александр Петлюра покажет получасовой перформанс «Снегурочки не умирают» (это еще одно название фестиваля), посвященный памяти легендарной пани Брони. А в качестве Деда Мороза выступят «Синие носы» (Александр Шабуров и Вячеслав Мизин), которые покажут свой традиционный перформанс «Фейерверк». Сплошная ирония, впрочем, именно этого и добивались кураторы Владимир Дубосарский и Ольга Лопухова, небезосновательно считающие, что «опыт анекдотической самоидентификации русских почти всегда включает в себя архетипы русской зимы». Таким образом, однодневная «Арт-Клязьма» имеет все шансы превратиться в народные гуляния с интеллектуальным подтекстом. Самый яркий пример соединения интеллектуального и народного — это плетеная деревня художника Николая Полисского, которая на один день снова оживет и наполнится крестьянами из калужского Николо-Ленивца, которые будут готовить еду. Заодно на «Арт-Клязьме» можно посмотреть то, что осталось от предыдущих фестивалей,- «Памятник последнему туристу» — бетонную палатку, сделанную Юрием Шабельниковым, и «Леса в лесах» — березовую рощу, усилиями группы «Обледенение архитекторов» обнесенную строительными лесами. Вскоре все эти объекты станут доступны лишь членам гольф-клуба, в который постепенно превращается бывший советский туристский пансионат «Клязьминское водохранилище».
«Коммерсантъ-Weekend»

 

АРТКлязьма 2004

01.11.2004 
Арт-клязьма 2004: как это было Entertainment

07.10.2004 
АртКлязьма [kAk] Вот и отгремело оно, то, чего мы так долго ждали и на что уповали еще с середины лета. В эти выходные на территории Клязьминского пансионата проходил фестиваль современного искусства «АртКлязьма 2004». Снова почти две сотни участников, десятки перфомансов, показов, инсталляций и тысячи посетителей, гуляющих среди сосен и берез, отдыхающих на траве, выпивающих водку и портвейн, жующих булки или шашлык в баре. Ехали туда люди на целый день и несложно понять почему. [kAk)

27.09.2004 
«АртКлязьма» на воде - «АртСтрелка» к Храму. Искусство, встроенное в ландшафт www.polit.ru

23.09.2004 
Русская реальность в искусстве: политики, клерки и водка. Елена Соломинская Бросая последний взгляд на “Арт-Клязьму”, я увидела нескольких рабочих в оранжевых спецовках, дружно пьющих чай, и маленького оранжевого робота у их стола, Бог знает как там оказавшегося, из инсталляции “Атака генетически модифицированных клонов на все человечество” Е. Мыслова. Поставь рамку – и вот вам живой перформанс, участником которого может стать каждый. И в этом, пожалуй, вся прелесть “Арт-Клязьмы”. Ибо там, в этом прибрежном лесу чудес, невозможно определить, где заканчивается реальность и начинается искусство. А собственно, зачем нужна реальность без искусства? газета РОССIЯ

23.09.2004 
ЗАБИЛИ СТРЕЛКУ С ИСКУССТВОМ. Как «Арт-Клязьма» впадает в Москва-реку. Наталья Савоськина С приходом нового сезона художники Виноградов и Дубосарский, чей творческий тандем перерос в кураторский, уже дважды расширяли среду обитания искусства — выводя художественную общественность на свежий воздух и чистую воду. С размахом отгулял на руинах подмосковного пансионата, что в бухте Радости на берегу Клязьминского водохранилища, третий международный фестиваль «Арт-Клязьма». Уже третий год В&Д именуются «комиссарами» крупнейшего смотра современного искусства — пальму первенства «Клязьма» удержит до открытия Московской биеннале, обещанной в январе. 2004.novayagazeta.ru

22.09.2004 
Пансионеры. Классовые бои в Бухте РадостиФедор Ромер. Теперь о пансионате. Да, его хозяева – люди состоятельные и специфические в общении. Но владельцев частных гостиниц много, а тех, кто в своем бизнесе совсем по-западному начинает использовать современное искусство, – единицы. Если "ARTКлязьма" и есть проявление барства, то по крайней мере не дикого, а просвещенного. А еще это свидетельство налаживания цивилизованной экономики, в которой культуре всегда найдется место. Если, конечно, предприниматели и художники по-прежнему смогут говорить на равных. Если для первых искусство не превратится в наскучившую игрушку, а вторых опять не заставят стать стойкими онконформистами. Вероятность и того, и другого велика. Потому "ARTКлязьма" – утопичный для России социальный проект, отчаянный эксперимент, новаторское произведение искусства вне зависимости от того, из какого искусства конкретно складывается фестиваль и кто его спонсирует. Федор Ромер. ЕЖ, 20.09.04

21.09.2004 
Разжижение дискурса. Должен признаться, что ничего сколько-нибудь связного о фестивале "Арт-Клязьма" сказать не могу. В начале месяца я строго придерживался методологии вчувствования. Моя профессиональная проблема лишь в том, что интроекция подразумевает уподобление объекта субъекту, а на берегу Клязьминского одохранилища на сей раз был доведен до апофеоза дискурс алкоголизма. Неудивительно, что мой изношенный критический организм переполнился ядовитыми испарениями искусства, и мне остается только ссылаться на тех обозревателей, которые не столь истово придерживались принципа эмпатии. Андрей Ковалев. www.russ.ru

17.09.2004 
Бревно… колбасное ПОМНИТЕ стихи Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»? Комментарии моей жены по поводу в дымину пьяного супруга, вернувшегося с фестиваля изящных искусств «Арт-Клязьма 2004», были вполне в духе этого итальянца. «Никогда бы не подумала, что русский постмодерн так разит водкой, — сказала она, морщась и помахивая перед носом рукой. — Иди спать, чучело!» «Чучело» попробовало затеять беседу о концепт-арте и даже похвалилось медалькой, полученной на Клязьме лично из рук некоего «императора Вавы», но в данном случае были бы бессильны даже орден Ленина и Нобелевка, вместе взятые. Высокоинтеллектуальный рассказ о высокоинтеллектуальном искусстве был прерван фразой: «Иди, кому я сказала, горе мое!» АиФ, Константин Кудряшов

14.09.2004 
"Художественный загул. На берегу Клязьминского водохранилища отгремел Все минувшие выходные столичная художественная богема развлекалась на фестивале «Арт-Клязьма». Как выяснилось по окончании этого «форума современного искусства», количество спиртного здесь сильно превысило удельный вес художественных достижений. Впрочем, оказалось, что от клязьминского арт-запоя была и своя большая польза для отечественных музеев и галерей. За неделю до фестиваля почти все столичные газеты и журналы не уставали анонсировать необычайные задумки художников и кураторов на берегах водохранилища. Подробно расписывали, какую инсталляцию сделает знаменитый архитектор Александр Бродский, что придумает неутомимый Андрей Бартенев, как радостно будет на территории импровизированной деревни Николая Полисского и какой перфоманс покажут новые художники-радикалы Мизин и Шабуров. "Новые известия". Сергей Соловьев.

14.09.2004 
"На рандеву с реальностью. На «Арт-Клязьме» было много разностей" Живой реакцией на действительность стал «Последний герой», отдыхавший на плоту под искусственной пальмой, не обращая внимания на совсем нетропическую погоду, привыкший к еще более суровому климату екатеринбуржец Валерий Корчагин. О востоке только хорошо -- Айдан Салахова представила проект «Кааба 2»: сквозь прорези в кабинке можно было видеть приблизительно то, что видит порабощенная женщина, -- других таких же. Из модных на глобальном западе социально озабоченных проектов присутствовали лишь «Домики для бомжей» Александра Купцова. Но от реальности не уйти -- если предложение не платить за билеты, а передавать меньшую сумму охраннику счесть перформансом на тему коррупции, а поддерживающих чистоту таджиков другим перформансом -- о миграции. "Время новостей". 14.09.2004. Фаина Балаховская.

14.09.2004 
"Парк скульптуры и отдыха" // "АртКлязьма" обустроила берега бухты Радости. По дорожкам парка деловито, невозмутимо и беззвучно, как вышколенная прислуга, ходят стайки Белоснежек. Девушки с непроницаемыми лицами и в водонепроницаемых платьицах и чепчиках из латекса орудуют метлами и граблями, возятся с тачками и время от времени устраивают перекуры. Но стоит задержать на них взгляд – и движения Белоснежек становятся замедленно-механическими, а затем прорезиненные красавицы замирают, как куклы, у которых кончился завод. Для французской художницы Катрин Бай Белоснежка – это и "вымирающий вид сказочного персонажа", и неистребимый образ масскультуры. Уже два года она заполоняет своими Белоснежками европейские выставки, каждый раз вербуя актрис на месте. На "АртКлязьме" ее перформанс проходил в рамках русско-французского проекта "Бульдозеры III", предлагающего осмыслить новую российскую реальность как этакую стройплощадку, на территории которой перепахивается реальность, идентичность и вообще "почва и судьба" "Коммерсант"

13.09.2004 
"Белоснежки и Ильич. Над Клязьмой раздался жуткий крик России". "МК" 13.09.2004. Марина Овсова.

10.09.2004 
"ИСКУССТВО ПРОТИВ ТЕРРОРА. Зураб Церетели и Иван Шаповалов вступили в ряды актуальных художников". 10–12.09. Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе «Арт-Клязьма-2004». Пансионат «Клязьминское водохранилище». Почти две сотни художников, молодых и не очень, расположили свои работы на территории руинированного дома отдыха. Тут и Андрей Бартенев, и Константин Звездочетов, и Олег Кулик, и Дмитрий Александрович Пригов, и Айдан Салахова, и даже президент Академии художеств России Зураб Церетели... Слоган «НРР» предполагает самовыражение на тему действительности. Поэтому темы работ – терроризм, война, экология, реклама. Названия некоторых произведений выразительны: «Природа уходит», «Искусство против террора», «СорТИР». По-прежнему фестиваль международен – участники приезжают из Владивостока, Ижевска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Казани, Нижнего Тагила. Тянутся авторы из Германии, США, Австрии, Великобритании, Голландии, Франции. "НГ", 10.09.2004. Юлиана Головченко.

09.09.2004 
Березки на колесиках и горящие трусы С первого года жизни международный фестиваль полюбился и поклонникам современного искусства, и художникам, и критикам. Неформальная обстановка, возможность вырваться из душных объятий города и культурно отдохнуть пару дней на природе привлекала тысячи зрителей. Творческая атмосфера фестиваля, не перегруженного кураторскими затеями и коммерческими интересами, радовала участников. Анна ЛИНДБЕРГ, "Утро.ru"

09.09.2004 
Пикник искусств "Третий фестиваль изобразительного и примкнувших к нему всяких других (музыкальных, танцевальных, литературных) искусств на просторах пансионата Клязьминского водохранилища был и, доколь не состоится (а там посмотрим) московская биеннале, остается самым крупным смотром наших художественных сил. И самым свободным -- инициатор фестиваля художник Владимир Дубосарский..." Ф. Балаховсквая, "Время Новостей"

09.09.2004 
"Подозрительные предметы и безхозные вещи" Ближайший уик-энд будет отмечен бодрым, отвязным событием – фестивалем современного искусства на открытом воздухе «АртКлязьма». Его организаторы, разумеется, солидарны с нынешним настроением общества, но никаких изменений в программу вносить не намерены. "Gazeta.ru"

08.09.2004 
"Искусство на траве" «Арт-­Клязьма» — не только претендующий охватить срез актуального искусства фестиваль, но и традиционный для актуального художника поиск нового места. Во всех смыслах слова. В том числе в географическом. Платформу надо расширять. Тем более что за высоколобой формулировкой «проекты в пейзаже» давно уже замаячили контуры Диснейленда. Это раньше художник Франциско Инфантэ одиноко раскладывал на снегу разноцветные квадратики, грустя по Малевичу. Сейчас современное искусство вышло за рамки элитарности. Все не для себя — для людей, и звезды все свои — Олег Кулик, Владимир Дубосарский, Константин Звездочетов, сибирская группа «Синие Носы». Газета "@кция", № 7 (34) сентябрь. Entertainment

03.09.2004 
Фестиваль современного искусства "Арт-Клязьма" "...не хватит слов, чтобы передать настроение зрителей, выискивающих в темноте художника Корчагина на плоту, отбивающих у охранников водку Оборотистова, где-то здесь, где-то совсем поблизости от тихо плещущейся воды. Нет в русском языке печатных выражений, чтобы выразить ощущения зрителя, наступающего в ночи на березку Тавасиева или ночующего в постройке Наседкина, из которой днем видны 33 вида Клязьмы, а ночью не видно ничего. И для картины Константина Звездочетова «Это не менструация» слов нет". "Афиша"

16.08.2004 
Третий фестиваль современного искусства «АРТКлязьма» Третий фестиваль современного искусства «АРТКлязьма» пройдет на территории пансионата «Клязьминское водохранилище» с 10 по 12 сентября. Слоган «АРТКлязьмы» 2004 г. – «Новая российская реальность». ARTINFO

16.08.2004 
"Арт-загул у воды", Наталья Филатова "Итоги", N30 (424)

16.06.2004 
Великий московский художественный путч gif.ru

 

АРТКлязьма 2003

09.09.2003 
"40 га чистого искусства. Несмотря на плохую погоду, "Арт-Клязьма" прошла бодро и весело" Людмила Лунина "Ведомости"

05.09.2003 
Муляж в кустах и стул из воды Столичный художественный бомонд до 7 сентября переселился на природу russ.ru

02.09.2003 
Художников сожгут на закрытии На территории подмосковного пансионата «Клязьминское водохранилище» открылся фестиваль современного искусства «Арт-Клязьма». Второй год подряд в тридцати километрах от столицы, на песчаном пляже, расположенном в живописной бухте, десятки ненормальных художников устраивают настоящее безумие, так не похожее на то, что происходит на разнообразных официозных фестивалях, проходящих внутри Москвы. Mr Parker - Газета

02.09.2003 
Бухта радостей. Федор Ромер На Клязьминсокм водохранилище во второй раз открылся фестиваль современного искусства. Новые хозяева бывшего советского пансионата не любят "светиться" перед прессой и сделали исключение только для "Еженедельного Журнала". "Еженедельный Журнал"

01.09.2003 
Современное искусство на свежем воздухе С 28 августа по 8 сентября в Москве на Клязьминском водохранилище будет проходить фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Презентация фестиваля "АртКлязьма-2003" состоялась на прошлой неделе в выставочном зале "Новый Манеж". Пульс природы

01.09.2003 
"АртКлязьма-2003" собрала в Подмосковье 200 современных художников В подмосковном пансионате "Клязьменское водохранилище" открылся второй фестиваль современного искусства "АртКлязьма". С 29 августа по 7 сентября более 200 российских и зарубежных художников будут стараться занять своими работами все 40 гектаров предоставленной им территории. lenta.ru

01.09.2003 
Побарахтались В Бухте Радости демонстрируют современное искусство Ф. Балаховская, Время новостей

31.08.2003 
Открылся фестиваль "АртКлязьма" В минувшие выходные на территории пансионата "Клязьминское водохранилище" стартовал фестиваль "АртКлязьма" - крупнейший в России смотр современного искусства. Он продлится до 7 сентября. Участвуют 223 художника и 15 музыкантов. К. Молок, Известия

29.08.2003 
Ух ты, в Бухте! Сегодня открывается «Арт-Клязьма» -- фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Тем, кто доберется до пансионата «Клязьминское водохранилище» (маршрутное такси от метро «Медведково») в последние выходные августа и первые -- сентября, мало не покажется. Ф. Балаховская, Время новостей

25.08.2003 
Фестиваль современного искусства "Арт-Клязьма" Сюжет первый: двадцать девятого, в пятницу, выпить у метро «Бабушкинская»; взять с собой; выпить в автобусе и держать потом при себе все время — когда вылетит шутиха из штанов Мизина или Шабурова, часов эдак в шесть; когда стриптизерка начнет вертеться на шесте (перформанс группы Escape «Куда дует ветер»)... К.Агунович, Афиша

17.08.2003 
"АртКлязьма" - Фестиваль современного искусства на открытом воздухе на сайте ARTINFO ARTINFO

12.01.2003 
Арт-базар, или Анти-Троекуров Проект «Арт-Базар» — это нечто среднее между изящной многодельной инсталляцией, сделанной крестьянскими руками, полезным для желудка гостей фестиваля «АртКлязьма» перформансом с поглощением приготовленной прямо при них простонародной, но качественной пищи и откровенным reality-show силами перевезенных в Подмосковье жителей калужской деревни Никола Ленивец и ее окрестностей — с неотъемлемой для «застекольной» традиции помывкой в полупрозрачной походной бане на берегу водохранилища. АРТИНФО

 

Разработка и поддержка: новости искусства artinfo

Рейтинг@Mail.ru